ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН:
эхо уходящего дня
30 апреля 1972 года закончилась война во Вьетнаме, в которой мы, как и сегодня, схлестнулись с пиндосами – но напрямую. Нежданно-негаданно я оказался рядом с этой войной – владивостокский друг нашей семьи Виталий Тутубалин только сейчас рассказал журналистам про огненные вахты в Хайфоне, где служил третьим помощником на спасателе «Аргусе»:
– Хайфонский порт бомбили в среднем раз в две недели. Перед этим пролетал американский разведчик и сбрасывал листовки - обращение к советским служащим и морякам: через три часа начинаем бомбардировку, просьба всем удалиться в бомбоубежище. На пароходе оставалось два человека – вахтенный помощник и матрос, остальные уходили на берег в бомбоубежище. Я в нём так ни разу и не побывал - как молодой и глупый каждый раз был на вахте. Но в основном бомбили пароходы, которые стояли на рейде. И даже не сами пароходы. У вьетнамцев были большие лодки, в которые выгружали на рейде груз. И буксир тащил их к берегу. Когда лодки отходили от судна на порядочное расстояние, весь этот караван и начинали бомбить.
Уходили мы из Вьетнама в январе 1969 года буднично. На смену нам пришло спасательное судно «Гелиос», мы с ним встретились в Тонкинском заливе, пришвартовались. Всё было абсолютно по-деловому, как обычно у моряков: «Ну как там?» – «Да нормально всё».
Пришли во Владивосток, все в шортах и сланцах, а тут – мороз. На обратном пути в Гонконге я пальто купил, поэтому надел его поверх шорт. Да и у всех был такой же непрезентабельный вид. А здесь, у Морвокзала, нас встречали с духовым оркестром – герои же вернулись. Нас стали фотографировать, но, когда увидели наш вид, фотографам сразу сказали: прекратить снимать героев без штанов!
Через неделю после возвращения из Вьетнама дядя Виталий женился, через десять дней ушел служить на подводный флот. А его «Аргус», уцелевший на войне, в октябре 1969 года налетел на рифы архипелага Каргадос-Карахос в Индийском океане и затонул...
Всех причастных – с днем нашей победы во Вьетнаме!