За 5 лет товарооборот Дальнего Востока России с Китаем удвоился и составил в 2024 году 1,7 трлн рублей. В ТОР и СПВ с участием китайского капитала реализуется 65 проектов с общим объемом инвестиций 1 трлн рублей. Об этом на Российско-китайском форуме, который проходит в Хабаровске, сообщил глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков.
Министр отметил, что российско-китайские отношения находятся на самом высоком уровне за всю историю и продолжают динамично развиваться. В 2024 году объём двусторонних внешнеторговых перевозок грузов через пограничные переходы и морские порты России и Китая вырос на 9% - до почти 176 млн т. Сухопутные пункты пропуска на границе с Китаем нарастили грузооборот с 40,4 до почти 46 млн т. По двум новым мостовым переходам, созданным на Дальнем Востоке в партнерстве с Китаем - Благовещенск-Хэйхэ и Нижнеленинское-Тунцзян – в прошлом году перевезено 6,2 млн т грузов.
Одним из важнейших и перспективных направлений является туризм. Новый импульс развитию кооперации в этой сфере даст масштабный проект по совместному развитию острова Большой Уссурийский. Правительством Российской Федерации приняты все необходимые решения по созданию приграничной инфраструктуры и пункта пропуска. Планируемый срок запуска объектов – к 2028 году. Пассажиропоток должен составить 1,4 млн человек в год, грузопоток – 1,3 млн т.
Алексей Чекунков: «Уверен, что мощным дополнительным стимулом для развития российско-китайского сотрудничества станет новый специальный режим для промышленной и технологической кооперации с нашими партнерами, в том числе, из Китая – международные территории опережающего развития. Законопроект, регулирующий работу нового механизма, принят в первом чтении Госдумой».
Министр пригласил китайских партнеров принять участие в работе Восточного экономического форума, который пройдет в сентябре во Владивостоке.