В течение следующего года до 20% таксопарков могут покинуть рынок. К концу 2026 года ожидается дальнейшее сокращение числа перевозчиков на 10%. Это может привести к нехватке такси и повышению цен на услуги.
Основная причина — невозможность обновления автопарков из-за высокой ключевой ставки Центробанка. На рынке отсутствуют специализированные лизинговые программы для такси. Существует федеральная программа льготного лизинга от Минпромторга с процентной ставкой от 10% до 35%, однако она не совсем подходит для таксомоторных компаний, отметил региональный директор «Газпромбанк Автолизинг» Дмитрий Виссарионов.
Перевозчикам трудно обновлять свои парки, и некоторые из них вынуждены откладывать покупку новых автомобилей. По данным «Газпромбанк Автолизинг» и маркетингового агентства НАПИ, в период с января по апрель 2025 года рынок лизинга новых автомобилей сократился на 44,8%.
Как отмечает такси «Шоколад», действующие ставки сделали бизнес-модель для такси на автомобилях с четырехлетним сроком эксплуатации убыточной. Ситуация сохранится, пока ставка не снизится хотя бы до 13%. Из-за этого парки перестали обновлять транспорт и вынуждены продлевать срок службы автомобилей до шести лет и более, что делает эксплуатацию такой техники нерентабельной.
В группе риска находятся молодые автопредприятия, которые открылись три года назад на волне спроса на такси. У них еще нет достаточных внутренних резервов для выживания в условиях высоких ставок лизинга.
Таксопарк «Шоколад» также указывает на осложнения, вызванные изменениями в налоговом законодательстве с 2025 года. Дополнительные налоговые расходы увеличились на 7% от выручки.
Многие перевозчики будут уходить в тень и дробить свой бизнес, чтобы избежать уплаты НДС. Именно они могут стать потенциальными банкротами.