Вопрос уменьшения подлётного времени - одна из самых лютых тем в стратегических делах

Вопрос уменьшения подлётного времени - одна из самых лютых тем в стратегических делах

Вопрос уменьшения подлётного времени - одна из самых лютых тем в стратегических делах. Это про то, сколько минут и секунд остаётся между сигналом "по нам летит", выбором "отвечаем или нет" и самим ответно-встречным пуском.

Дальше будет лонгрид, кого пугают много букв - может помедитировать на бородатый брильянтовый мем.

Когда подлётное время сокращается до пяти-десяти минут, политика уходит - начинаются автоматические решения, а цена ошибки становится катастрофической.

Такое уже было в конце 1950-х, когда из Турции и Италии ракеты долетали до Москвы за ~9-10 минут. Советский зеркальный шаг - развёртывание Р-12 на Кубе, подлётное время до Вашингтона - 5 минут. Это и привело к Карибскому кризису - первому моменту, когда обе стороны впервые подошли к нажатию "кнопки".

Решением стал взаимный вывод ракет (СССР с Кубы, США из Турции) и начало эпохи "горячей линии" с договорами об ограничении вооружений.

Когда время подлёта стало считаться десятками минут (30-40 для шахтных МБР, 7-10 с подлодок), внимание сместилось на ПРО и гарантированный ответ. США начали проект Safeguard - ПРО вокруг шахт с ядерными перехватчиками. В СССР у Москвы появились А-35/А-135, где ядерные ракеты 53Т6 должны были сбивать цели высоко в атмосфере. Принцип "лучше свои 100 килотонн в 20 км под Москвой, чем вражеский мегатонник в штатных 1.5 км над Раменками".

Именно тогда - в 1970-ых - появились ядерные чемоданчики ("Чегет" в СССР и "ядерный футбольный мяч" в США). Их цель - в чудовищно стрессовой ситуации и исчезающем времени помочь принять решение без задержек связи. Теперь президент, министр обороны и начальник Генштаба могли обсудить, выбрать ответ и дать "тройной приказ" за 1-3 минуты.

Параллельно родился "Периметр" - система, которая по набору критериев (сейсмика, радиация, потеря связи, гражданские коммуникации, транспорт, анализ эфира и т.д.) могла инициировать ответ даже если все погибли.

В 1979-1987 годах новый ракетный кризис в Европе. Наши "Пионеры", их "Першинг-2" и "Томагавки" в ФРГ, Италии и Великобритании. Подлётное время до Москвы и ЦФО - 6-8 минут. СССР ответил размещением РСД-10 "Пионер". Любая ошибка или случайный пуск - моментальный ответ.

Итогом стал договор РСМД, ликвидировавший все ракеты средней и меньшей дальности (500-5500 км). (Так тогда Европа избежала превращения в "минутный фронт") В 2019 американцы вышли из договора.

После распада СССР началась эпоха "расширенного спокойствия" - Ельцин лишь раз открыл чемоданчик во время инцидента с норвежской метеоракетой (о чем речь). Подлётное время от США к России выросло до 25-35 минут, что позволяло действовать "по предупреждению".

Дальше всё известно: НАТО придвигалось к границам России, строя инфраструктуру ПРО. Польша, Румыния, Чехия - объекты Aegis Ashore с пусковыми Mk-41, способными применять и ядерные КР (и никто не знает, что туда загружено).

Москва ответила системой ПРО А-235, модернизацией "Периметра", а позже - появлением "Сармата", "Авангарда", "Посейдона" и "Буревестника". Их цель - обнулить лимит подлётного времени, удар будет возможен с любой стороны и в любое время. Плюс развитие всех (ну, что можем) сегментов СПРН, дающего те самые драгоценные минуты.

Теперь мы снова выходим на 6-8 минут подлётного времени до Москвы, Пекина, Владивостока - из Германии, Польши, Японии или Филиппин.

Любой кризис с таким временем заканчивался переговорами и ограничениями. Но в 2025 году, в отличие от 1980-х, нет больше договоров - ни РСМД, ни ДОВСЕ, ни (Договора по ПРО).

Что может быть дальше - все (кто нет - посмотрите, советуем) видели в "Доме Динамита" (кино) и "Ночном Дозоре" (s4 ep22) сериала "Мадам Госсекретарь".

Причём у них-то как раз было целых 20 минут.

Здесь их не будет.

Источник: Telegram-канал "Мэйдэй. Хроника пикирования.", репост Басурин о главном

Топ

Лента новостей